"Ледовая переправа на Кегостров" современного архангельского художника Ильи Трещёва — это живописный документ уникального северного явления, не имеющего аналогов в России. Будучи автором серии работ под названием «Уходящий Архангельск», в этом произведении Трещёв раскрывает еще одну важную и актуальную тему для города - тему «дороги жизни».
Перед нами зимний день на Северной Двине. Река скована льдом, и между Архангельском и островом Кегостров проложена временная переправа — настоящее чудо инженерной мысли. Деревянные мостки с перилами протянулись через замёрзшую реку, соединяя остров с материком. Обратите внимание на фигуры людей, пересекающих ледовую переправу. Это кегостровцы — жители острова, для которых эта дорога по льду является настоящей "дорогой жизни" (такое рабочее название и было у данной картины – «Дорога жизни»). Зимой только по такой переправе можно привезти на остров всё необходимое: стройматериалы, продукты, бытовую технику.
Художник мастерски передаёт атмосферу северного зимнего дня — мягкий рассеянный свет, характерный для Архангельска, игру рефлексов на снегу и льду. Холодная цветовая гамма — голубые, серые, белые тона — создаёт ощущение морозного воздуха и бескрайних северных просторов. На заднем плане вы видите панораму Архангельска — первого морского порта России, города с более чем четырёхвековой историей. Современные здания соседствуют здесь с историческими постройками, создавая характерный облик северной столицы.
Кегостров, место куда движутся люди, – не просто остров. Это место с удивительной историей. Здесь бывал Пётр I, отбывал ссылку писатель Александр Грин, в годы войны располагался аэродром, принявший первые самолёты союзников по ленд-лизу. Но самое удивительное в этой переправе — она пересекает судовой ход! Когда по Северной Двине проходит ледокол или теплоход, деревянные мостки разбирают и убирают на берег, а после прохода судна — устанавливают заново. Таких переправ больше нигде в России нет.
Ледокол изображен художником справа. На корме видно М-образное углубление (кранец). Оно нужно для буксировки другого судна способом «на усах». Также видно движение воды от работающих винтов, таким образом художник хотел показать сжатые во времени операции, выполняемые на переправе. После прохода ледокола или другого судна, оно останавливается и включает винты в обратную сторону, чтобы нагнать лед на место переправы. После чего работники укладывают мостки и движение людей возобновляется.
Илья Трещёв, автор этой картины, — представитель известной архангельской художественной династии. Его отец, Владимир Трещёв, — признанный мастер северного пейзажа. Илья продолжает семейные традиции, сочетая реалистическую основу с современным художественным видением.
Эта картина — не просто пейзаж. Это свидетельство уникального образа жизни северян, умения приспосабливаться к суровым условиям, традиций, которые передаются из поколения в поколение. В эпоху глобализации такие произведения становятся особенно ценными — они сохраняют для потомков образы уходящей Руси, её северной, поморской души.
В марте следующего года планируется персональная выставка Ильи в Архангельске, следите за анонсами на нашем сайте.